Кид резюме
Государев Кабинет, Кунсткамера, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого – все это названия старейшего музея России, открытого по приказу Петра I в 1714 году. Случается, сюда приходят посмотреть на анатомическую коллекцию и с удивлением обнаруживают, что в музейных залах полно других удивительных экспонатов.
Например, заинтересует ли ваших детей сделанный из перьев костюм индейца? Захотят ли они увидеть детские игрушки древней Японии? Знают ли они, для чего в Африке делали деревянные шлемы? Понравится ли им фигура вьетнамского бога охоты: одна нога у него слоновья, другая носорожья, на голове красуются рога горного козла и бивни слона, а тело покрывают шкуры тигра и ягуара? Если ответы утвердительные, то эта достопримечательность Санкт-Петербурга – для вас.
Действительно, антропологические и этнографические экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге интересуют детей больше всего. Хотя все предметы коллекций выставлены за стеклом, скуки во время экскурсий не возникает: вместо обычной раскладки поблекших от времени экспонатов вы увидите очень выразительные восковые фигуры.
Вот охотник-алеут, рыболов-эскимос, воин-тлинкит, вот самураи в многослойных нарядах, индианка за сбором чайного листа, африканский шаман… Здесь можно увидеть макеты жилищ разных народов мира, национальную одежду, домашнюю утварь, ритуальные предметы. Что интересно, многие экспонаты попали в музей еще в начале XVIII века и не имеют аналогов в коллекциях музеев Европы и Америки.
Музей антропологии и этнографии раскрывает культуру и быт народов Северной Америки, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Индии, Индокитая и Индонезии, Китая, Монголии, Кореи, Японии. Для самостоятельного осмотра его экспозиции можно пользоваться мультимедийным гидом.
Сенсорные панели установлены в каждом зале музея, достаточно выбрать нужный экспонат, и на экране появится информация о нем. Ко многим предметам даны аудио- и видеоописания. Мультимедийный гид также имеет специальный раздел для детей: в нем вы найдете конкурсы, викторины, игры и сказки, которые помогают запомнить увиденное в музее антропологии и этнографии.
Кроме того, можно взять в кассе музея или распечатать с сайта Кунсткамеры маршрутный лист – выполняя задания квеста, ребенок сосредоточится на поиске нужной информации и попутно выяснит много интересного.
Заметим, что в музее проходят детские обзорные экскурсии и игровые занятия, но их проводят только для организованных групп. Зато всей семьей можно примкнуть к «Программе выходного дня», когда в Кунсткамере устраивают тематические игры-путешествия и мастер-классы. Анонсы таких программ публикуются на сайте музея.
Если же вас интересует анатомическое собрание Кунсткамеры в Питере, посетите зал первых естественнонаучных коллекций музея. Здесь демонстрируются купленные Петром анатомические препараты Фредерика Рюйша: император приобрел их для того, чтобы российские анатомы могли изучать аномалии развития организмов. Заспиртованные части тела и младенцы с пороками развития сохраняются уже 300 лет. Показывать ли эту выставку детям, вы сможете решить, пролистав онлайн-каталог на сайте Кунсткамеры.
Впрочем, в зале первых коллекций также хранится собрание Альберта Себы, приобретенное Петром I в 1716 году. В нем представлены экзотические представители земной фауны. Именно их рассматривал персонаж басни Крылова, посетивший Кунсткамеру в Санкт-Петербурге: «Куда на выдумки природа таровата! Каких зверей, каких там птиц я не видал! Какие бабочки, букашки, козявки, мушки, таракашки! Одни, как изумруд, другие, как коралл! Какие крохотны коровки! Есть, право, менее булавочной головки!»
Часть экспозиции Кунсткамеры СПб посвящена созданию Санкт-Петербургской академии наук и работам Михаила Ломоносова. Этот зал оформлен как научное учреждение первой половины XVIII века.
Также можно посетить первую астрономическую обсерваторию Академии наук, откуда велись наблюдения за звездным небом вплоть до создания в 1839 году Пулковской обсерватории. Еще один уникальный экспонат музея – трехметровый Готторпский глобус, изготовленный в середине XVII века и восстановленный после пожара в середине XVIII века.