Кид резюме
В повести Лескова «Левша» рассказывается о тульском мастере, который подковал заводную блоху величиной, как «самая крошечная соринка». Это кажется сказкой, но мастера микроминиатюры доказывают обратное: человек способен создавать произведения искусства, которые можно разглядеть только под микроскопом.
Один из таких музеев – «Русский Левша» – входит в число достопримечательностей Санкт-Петербурга, которые стоит посетить с детьми. Просто предложите ребенку убедиться, что скульптуры можно делать из… пылинок.
Действительно, Владимир Анискин, автор всех работ Музея микроминиатюры «Русский Левша» в Санкт-Петербурге, использует в своих работах пыль – и обычную, домашнюю, и пыль драгоценных металлов. Каждая из его микроминиатюр имеет размер не более миллиметра, поэтому единственное, что можно сразу увидеть в выставочном зале, – четыре десятка микроскопов. Под ними разместились крошечные фигурки, книги, рисунки.
Конечно, мастер попробовал повторить успех Левши и подковать блоху. Попытка оказалась удачной: насекомое получило две платиновых подковки, размер которых в 6 миллионов раз меньше лошадиных подков.
Если вам приходилось раньше бывать в музеях микроминиатюр, вы могли заметить, что скульпторы часто обыгрывают высказывание о том, может ли верблюд пройти сквозь игольное ушко.
Владимир Анискин нашел свое видение: он не просто разместил в игольном ушке караван верблюдов, а еще и нарисовал маслом закат солнца в пустыне, и эта картина с также помещается в крошечном отверстии для нитки. Еще один караван верблюдов мастер поместил внутрь просверленного конского волоса. После такой обработки волос стал похож на прозрачную трубочку. А можно ли представить себе сверло, которым пользуется скульптор?
В музее миниатюр «Русский Левша» выставлены и другие крошечные шедевры. Нелегко поверить, что можно сделать шахматную доску величиной меньше спичечной головки. Трудно представить, как изготовить из золота и серебра весь комплект фигурок. И уж совсем невероятным кажется, что клетки шахматной доски имеют подобающую нумерацию. Остается только заглядывать в микроскоп и удивляться.
Впрочем, удивляться можно всему: на срезе рисового зерна может уместиться две страницы текста или серия рисунков, на маковом зернышке – корабельная пушка с комплектом ядер, на спинке божьей коровки – эскадрилья самолетов. Если хочется узнать, как создаются микроминиатюры, какие для этого используются инструменты и сколько времени занимает работа, можно послушать рассказ экскурсовода.
Между тем мастер делает и сказочные композиции. Как расцветают детские лица при виде Буратино и Тортиллы, беседующих у пруда, – и как удивляются дети, когда узнают, что пруд уместился на срезе виноградного зернышка!
В музее миниатюры Санкт-Петербурга малышей ждет встреча с Чебурашкой и Крокодилом Геной. Рост Гены всего 1,4 мм, а Чебурашки – и того меньше. А кто не умилится при виде самого крошечного смешарика Кроша, сидящего на торце человеческого волоса?
Самая «масштабная» композиция изображает Винни-Пуха и Пятачка, которые пришли поздравить ослика Иа-Иа с днем рождения. Фигурки размещены на срезе макового зернышка, причем можно разглядеть и полезный пустой горшочек, и лопнувший воздушный шарик. Но даже не это самая мелкая часть сцены: на зернышке нашлось место цветочку, на лепестке которого сидит божья коровка.
Экспозицию дополняют необычные работы кузнецов-художников – кованые скульпутры имеют внушительные размеры, но все равно удивляют филигранностью. Также Музей «Русский Левша» в Санкт-Петербурге проводит выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства.