Кидпассаж Кидпассаж [email protected]
Собор Святой Софии (Айя-София)

Собор Святой Софии (Айя-София)

Турция, Стамбул

Кид резюме

Айю-Софию в Стамбуле часто называют восьмым чудом света. Величественный собор является одним из немногих монументальных памятников, сохранившихся до наших дней во всем своем великолепии. Здесь христианские мозаики соседствуют с арабской вязью, энергетика не поддается описанию, а легенды меркнут в сравнении с реальностью.

Содержание

  1. Айя-София: история
    - Строительство
    - Собор Айя-София в период Византии
    - Османская империя
    - Музей Айя-София
  2. Мифы и легенды
  3. Описание собора Святой Софии в Стамбуле
  4. Уникальные экспонаты храма Айя-София
  5. Таинственные достопримечательности
  6. Подземелье
  7. Прогулки вдоль стен собора
  8. Малая Айя-София
  9. Интересные факты
  10. Что интересного для детей
  11. Полезные советы перед посещением

Айя-София: история

Памятник известен под многими именами: Айя-София, собор Святой Софии в Константинополе, Великая церковь, соборная церковь Святой Софии и собор Премудрости Божьей. Вне зависимости от формулировки, название следует понимать как посвящение храма Иисусу Христу, который и является «Премудростью Божьей».

Айя-София и Стамбул связаны многовековой историей, изучив которую, еще больше восхищаешься этой уникальной достопримечательностью.

Строительство

Главной целью строительства было превзойти знаменитый иерусалимский храм царя Соломона ― культовое сооружение, ставшее сердцем религиозной жизни еврейского народа. Поэтому на протяжении пяти лет более 10 тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.

Однако это было далеко не первое строение, расположенное здесь. Еще при византийском императоре Константине I тут находилась небольшая базилика, возведенная в период с 324 по 337 год. Но во время восстания в 404 году она сгорела. Та же участь постигла и следующие две церкви.

В 532 году находившийся у власти император Юстиниан в честь подавления очередного мятежа приказал построить храм, «какого не было со дня сотворения Мира и какого никогда не будет». Это событие стало отправной точкой истории собора Святой Софии в Стамбуле.

Для работы над проектом были приглашены Анфимий из Трал, профессор математики и геометрии, и Исидорос из Милета ― главный архитектор.

Однако не обошлось без сложностей. Главной проблемой строительства собора Святой Софии стала земля под новый храм, принадлежавшая жителям Константинополя, которые отказались заключать сделку о ее продаже.

Тогда император лично пошел по домам, чтобы убедить подданных позволить строительству состояться. И 23 февраля 532 года им был заложен первый камень в основание новой Святой Софии.

Справка! Юстиниан ежедневно лично обходил стройку.

Основой здания послужил особый легкий кирпич, произведенный из почвы острова Родос, во время кладки которого впервые был использован цемент с добавлением масла. Еще одним новшеством этого строительства стала известь, приготовленная на ячменной воде.

Для отделки использовались поделочный камень, слоновая кость, золото, серебро и прочие драгоценности. Кроме того, со всей империи в Константинополь свозили мрамор, который брали с бывших языческих храмов. Так здесь появились 8 колонн зеленого цвета из святилища Артемиды в Эфесе и столько же порфированых из храма Солнца в Баальбеке.

Византия

Окончание строительства собора состоялось в декабре 537 года. Это событие город праздновал 15 дней. Прокопий Кесарийский (византийский писатель) сравнивал новое здание, возвышавшееся над городом, с «кораблем над волнами моря» и расценивал его не как «создание людского могущества и искусства», а как творение «самого божества».

Первая служба в храме состоялась на Рождество. В течение следующих 900 лет собор являлся резиденцией православного патриарха Константинопольского и местом проведения главных церковных и имперских церемоний. За это время он дважды пострадал от землетрясений. Оба раза купол был разрушен и не просто восстановлен, а поднят на новую высоту.

Справка! В 1054 году в Софийском соборе произошло событие, послужившее началом разделения церквей на Католическую и Православную ― 16 июля константинопольскому патриарху легатом папы римского была вручена отлучительная грамота.

Помимо стихийных бедствий храму довелось пережить несколько военных конфликтов. В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами, а собор разграблен. Наполовину разрушенное здание удалось частично отреставрировать лишь спустя 57 лет.

Конец его истории как христианской церкви настал в середине XV века вместе с падением Византии. Последняя православная служба состоялась здесь ночью с 28 на 29 мая 1453 года.

Существует предание, что захватчики ворвались в храм во время Божественной литургии, а священник, проводивший ее, успел спрятаться за тайной дверью в стене здания, прихватив с собой святые реликвии. Его так и не удалось найти. Говорят, что, если подойти к нише возле алтаря, сквозь стены до сих пор слышна его молитва о спасении.

Справка! Во время реставрации в 1850-х годах, эта дверь была обнаружена и вскрыта. За ней оказались небольшая часовенка и лестница, ведущая вниз.

Собор Святой Софии в Константинополе

Великая церковь оставалась самым крупным христианским храмом до 1626 года ― до момента постройки собора Святого Петра в Риме. Она была возведена на холме, тем самым очень выделялась на панораме Константинополя. Особенно современников поражал купол, который был виден из любой точки города.

Собор Софии в Константинополе нес в себе две основные идеи ― могущество христианства и зависимость церкви от государства.

Первая выражалась в конструкции здания ― огромное пространство, сочетающее в себе темные и светлые места. Вторая прослеживалась во внутреннем убранстве, схожем с оформлением парадных залов дворцов.

После падения Византии Святая София оказалась утраченной для христианского мира. А ведь именно благодаря ей Киевская Русь стала православной: когда послы князя Владимира прибыли в Константинополь, они были приглашены на богослужение в Великую церковь. Им так понравился храм и сама церемония, что по возвращении представители посоветовали правителю принять христианство.

В 1453 году храм был переделан в имперскую мечеть, и здание стало носить имя Айя София.

Период Османской империи

Когда султан Мехмед Завоеватель торжественно вошел в город, он был сражен величием собора Святой Софии и сразу отдал распоряжение пристроить к нему минареты. С этого момента Айя София на 500 лет становится крупнейшей после Каабы мусульманской святыней.

Внутренний облик мечети Айя-София тоже существенно изменился: мозаики замазали штукатуркой, на стенах развесили щиты с надписями из Корана, поставили кувшины для омовения, а также установили михраб и минбар.

Справка! Из-за того, что храм проектировался как христианский, алтарь был ориентирован на восток, поэтому мусульманам пришлось установить михраб в юго-восточной части собора. В результате молящиеся были вынуждены размещаться под углом.

До середины XIX века существенных реставраций здания не проводилось. Однако в 1847 году оно оказалось под угрозой обрушения, и история мечети Айя-София в Стамбуле на этом могла бы закончиться.

Но султан Абдул-Меджид I приказал архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию.

В этот период был снесен отсек, предназначенный для молитв императоров, а на его месте построен еще один михраб. Тогда же на стенах мечети Софии появились большие круглые медальоны с надписями, обозначающими имена Аллаха, пророка Мухаммеда, а также 4 первых халифов. Они являются самыми большими в мире произведениями искусства исламской каллиграфии.

Музей Айя-София в Стамбуле

После раскола Османской империи к власти пришел Кемаль Ататюрк, подписавший в 1935 году декрет, согласно которому собору Айя-София в Стамбуле был присужден статус музея. Тогда же начались работы по очистке фресок и мозаик от штукатурки.

С тех пор идут постоянные споры между представителями религий: одни требуют вернуть на храм крест и уничтожить все мусульманские детали, другие жаждут превратить собор в действующую мечеть. Однако власти Турции считают желания обеих сторон недопустимыми.

Справка! В 1985 году собор был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и легенды

С момента появления Святая София в Стамбуле производила на людей неизгладимое впечатление, поэтому вокруг нее возникло большое количество мифов и легенд.

Согласно одной из них, план будущего собора Юстиниану принес во сне ангел с требованием построить храм во имя «Святой Софии». Однако существует версия, что ангелом на самом деле была переодетая жена императора, которая просила супруга о возведении святилища в честь одноименной языческой богини.

Другая легенда гласит, что собор мог быть намного роскошнее ― Юстиниан планировал покрыть его стены золотом. Однако астрологи предрекли, что «в конце веков придут бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания». После таких слов император решил украшать здание поскромнее.

Про предметы интерьера тоже ходит немало поверий. Например, считается, что колонны собора были высечены по указу царя Соломона из горных пород Эльбруса и прочих священных гор. Причем выполняли эту сложную работу великаны, феи и джины.

А юго-восточный столб галереи является местом, где раньше обитал ангел, охранявший храм. В Константинополе про него ходила легенда: якобы он явился мальчику, оставленному сторожить инвентарь на время обеда, и отправил ребенка поторопить рабочих. Причем вызвался на это время заменить его на посту. Юстиниан находился в храме и приказал юноше немедленно уехать, чтобы ангел остался в церкви навсегда.

На одной из плит собора можно увидеть отпечаток руки. По легенде, он принадлежит Мехмеду II, завевавшему Константинополь: султан въезжал в церковь на коне, но животное испугалось и встало на дыбы. Чтобы не выпасть из седла, всаднику пришлось опереться на стену.

Описание

Собор Святой Софии Турции представляет собой классическую базилику с прямоугольным основанием (70х75 м) и имеет два уровня ― нижний этаж и галерею. Первый ярус раньше предназначался для духовенства, императора, а также для верующих мужского пола. Женщины во время богослужений находились наверху.

План собора

Входов в здание девять. Центральный ― знаменитые Императорские ворота, расположенные с западной части здания. По легенде, они были созданы из остатков Ноева ковчега и использовались лишь во время больших праздников. Проходить сквозь них имели право только правители и патриархи.

В остальное время императоры со своей свитой пользовались юго-западной дверью ― Хорологионом, через которую сегодня туристы попадают в здание. Это небольшой проход, ведущий во внутренний нартекс (пристройку), ― Вестибюль воинов, где раньше находилась стража и было принято оставлять оружие. Здесь же расположен пандус, ведущий на верхний этаж с тремя хорами (открытыми галереями):

  • северной ― для женщин среднего сословия;
  • западной ― для императрицы и ее свиты;
  • южной, представляющей собой совещательную комнату патриархии.

После вестибюля идет внешний нартекс ― просторная светлая галерея, через которую можно попасть в подкупольное помещение, высотой 55 м.

Архитектура

Основная часть собора Айя-София находится под огромным куполом-полусферой, диаметр которой составляет 31 м с востока на запад и 30 м ― с севера на юг. Она состоит из 40 радиальных арок. В барабане расположены 40 окон, причем они находятся на минимально возможном расстоянии. Это позволяет добиться эффекта «парения» крыши в воздухе.

Внутреннее пространство здания поделено на три нефа (помещения). Два из них узкие и располагаются по краям, а одно широкое ― в центральной части. Вместе они образуют крест.

От главного купола «спускаются» купола меньшего размера, все они опираются на своды. Такая конструкция позволяет наиболее равномерно распределять нагрузку. Дополнительно крыша поддерживается арками, в каждой из которых вырезано по 3 ряда окон.

Справка! В первоначальном исполнении Собор освещался 214 окнами, однако из-за дополнительных построек и реконструкций их осталось всего 181.

Северный и южный фасад дополнительно укреплены башнями, которые берут на себя основное давление арок. Помимо них, возле основной части храма располагаются минареты, выстроенные турками после превращения храма в мечеть.

Интерьер

Об интерьере церкви времен Юстиниана остается судить лишь по косвенным данным. По мнению исследователей, в тот период собор был украшен мозаиками, носящими догматический иконный и растительный характер. Также известно, что в куполе первоначально находилось гигантское изображение креста.

Стены Айя-Софии внутри были облицованы мрамором. Предположительно, его пласты распиливались на тонкие слои и раскрывались подобно книге. Пол храма украшали сложные узоры из порфира и мрамора разных цветов. Вместо иконостаса в зале были установлены 12 серебряных колонн с золотыми фрагментами в верхней части, предназначенные для крепления портретов святых.

Престол состоял из литых золотых досок и столпов, а его верхняя часть была изготовлена из сплавов различных металлов, смешанных с драгоценными камнями. Окружали эту конструкцию колонны из яшмы и порфира.

Всего собор Святой Софии внутри украшают 104 колонны, из них 40 находятся в нижнем ярусе и 64 ― в верхнем. Область справа от входа ― Центр Мироздания ― место, где короновались императоры. Его можно узнать по переплетениям разноцветных кругов. Существует версия, что в узоре зашифровано пророчество.

Однако после череды разрушений, разграблений, перестроек и реставраций внутреннее убранство храма претерпело серьезные изменения. Теперь фрески и мозаики соседствуют с каллиграфическими панелями, купол украшают суры из Корана, а в интерьере появились михраб, минбар и ложа султана. Кроме того, традиционные свечи были заменены люстрами из лампад.

Правая часть первого этажа отведена под библиотеку, собранную султаном Махмудом I. На данный момент она пустует ― книги были вывезены в другие музеи. Узнать помещение можно по резной золотой решетке.

Схема Айя-Софии

Уникальные экспонаты храма Айя-София

Все стены Софийского собора, за исключением покрытых мрамором, были украшены мозаиками, которые изготавливались из драгоценных камней и металлов.

Самые древние из них датированы VI веком и содержат растительные и геометрические мотивы. Более поздние варианты отличаются наличием фигур ― изображают Иисуса Христа, других святых, а также членов императорских семей.

Немного истории

Фигурные изображения были созданы уже после периода идолопоклонства, который пришелся на 726–787 годы, а затем вернулся в 815–843 годы. В это время было запрещено производство и использование любых религиозных изображений, в том числе икон.

В связи с этим многие мозаики и картины в соборе Святой Софии были разрушены, вывезены или просто замазаны штукатуркой. Позже их отреставрировали и дополнили новыми. Однако изображения вновь серьезно пострадали во время крестового похода. Тогда же многие из них были вывезены в Италию.

Полноценно восстановить мозаики не удалось. А спустя 1,5 века храм был захвачен турками. Однако Мехмед II приказал сохранить уцелевшие изображения, поэтому рабочие просто закрасили их. Благодаря чему при дальнейшей реконструкции многие мозаики и фрески удалось восстановить.

Справка! Реставрационные работы после объявления храма Святой Софии в Стамбуле музеем длились 18 лет. В них принимали участие специалисты со всего мира.

Мозаика собора Святой Софии

Первый мозаичный цикл в храме датируется 867 годом. К нему относятся изображения апсиды (выступа здания) и примыкающей к ней платформы с престолом.

Здесь расположена Богородица с младенцем-Христом на коленях и двумя архангелами по бокам. Для создания изображения была использована смальта с золотыми вкраплениями разных размеров, это позволило добиться эффекта интенсивного мерцания.

Когда здесь появилось изображение Богоматери, неизвестно. Считается, что оно входило в первоначальную систему мозаик, созданную при Юстиниане. Его автором стал святой монах-художник, которому иконоборцы во время гонений изувечили руки.

Но оригинальное изображение целиком не сохранилось до наших дней. Та мозаика, которую туристы видят сегодня, была воссоздана святым Фотием.

Когда работы завершились, он назвал ее «знаком победы Православия над ересью». При реставрации к мозаике была добавлена надпись: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили».

Мозаики южного вестибюля и северного тимпана

Также к первому периоду создания фресок собора святой Софии относятся изображения в сводчатом помещении, находящемся в юго-западном углу над южным вестибюлем храма. На входной стене выложено изображение Богоматери, Иисуса и Иоанна Крестителя.

А на своде ― 12 фигур, из которых сегодня можно узнать лишь пророка Иезекииля, императора Константина и первомученика Стефана.

В арках расположены полуфигуры апостолов, а также четырех святых константинопольских патриархов. Эти изображения довольно низкого качества, считается, что их создавали выходцы из монашеских кругов.

В углублении стены, окаймленном аркой, разместились образы 16 ветхозаветных пророков и 14 святителей. До наших дней сохранились лишь мозаики с Иоанном Златоустом, Игнатием Богоносцем и четырьмя другими архиереями.

Входная мозаика нарфика

Западная часть церкви украшена мозаикой с очень редким изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле. Его левая рука держит Евангелие, открытое на словах: «Мир вам. Я свет миру», а правая благословляет.

По обе стороны от него в медальонах находятся портреты Богородицы, архангела Михаила и императора Льва VI. Композиция отражает торжественную религиозную церемонию.

Портрет императора Александра

Северо-западная галерея украшена портретом императора Александра, созданного в 912 году. Мозаика относится к числу вотивных изображений и является прижизненным портретом правителя. Она показывает Александра за пасхальным богослужением.

Мозаика южного вестибюля

Стены южного вестибюля демонстрируют сюжет из античного искусства. Мозаика изображает сидящую на престоле Богородицу с младенцем, которой Константин приносит в дар одноименный город, а Юстиниан ― собор Святой Софии.

Кстати, это единственный портрет, на котором императоры изображены вместе.

Таинственные достопримечательности

Одной из самых известных загадок храма в Стамбуле Айя-София является «плачущая» колонна. Считается, что она может исцелять людей и исполнять их заветные мечты, из-за чего ее еще часто называют «колонной желаний».

Обнаружил ее уникальные свойства Юстиниан, который, страдая от головной боли, однажды прислонился к столбу и почувствовал облегчение. Говорят, это связано с тем, что ее освятил Григорий Чудотворец.

Другая легенда гласит, что колонна «плачет» по причине того, что в строительный раствор рядом с ней добавлена слюна пророка Мухаммеда, земля из Мекки и вода из источника Замзам.

Еще одно предание объясняет появление дырки в поверхности столба, куда туристы сегодня засовывают пальцы, чтобы загадать желание. По легенде, это след руки святого Ильи, исправлявшего искривление колонны во время строительства.

Еще одной мистической достопримечательностью можно считать «холодное» окно. На первый взгляд, это обычный проем, расположенный на втором этаже в южной части собора. Однако из него даже в сильную жару дует холодный воздух.

В храме находятся уникальные двери, каждая из которых покрыта определенной символикой. Но проблема в том, что никто не может определить их количество ― каждый раз, когда начинается подсчет, неожиданно находятся все новые экземпляры, которых раньше никто не видел.

Затопленное подземелье

Путешественники, посещавшие город в XV–XVII вв., свидетельствовали о том, что под собором Святой Софии находится подземелье с ходами, огромными цистернами для воды и тоннелями для ее подачи.

Первые попытки проверить правдивость этих историй были предприняты в 1945 году. Тогда американские исследователи решили спуститься в подземелье и выкачать оттуда воду. Однако попытка не увенчалась успехом ― уровень жидкости не снизился даже спустя несколько часов работ.

Через 43 года команда турецкого кинодокументалиста Гёкселя Гюленсоя тоже решила изучить воды под собором Святой Софии. Работа над проектом длилась почти 15 лет, за это время было совершено 3 погружения: в 1988, 2009 и 2013 годах.

Оказалось, что под храмом действительно есть тоннели, ведущие на поверхность, а также склепы и катакомбы. Кроме того, были обнаружены плотно закрытые двери, за которыми, возможно, и располагаются те самые цистерны, о которых говорили очевидцы. Проверить это пока не удалось. Однако сканирование здания показывает наличие под ним обширного пространства.

Прогулка вдоль стен Собора

С западной стороны от храма располагается древний баптистерий ―помещение, предназначенное для крещения. Здесь раньше размещалась самая большая в Константинополе купель, высеченная из цельного куска мрамора.

Сегодня она вынесена за его пределы и находится в портале. Баптистерий некоторое время использовался для хранения свечного масла, но затем он был переоборудован в мавзолей султанов Мустафы I и Ибрагима.

Возле музея находятся и другие гробницы. Они представляют собой однокамерные помещения 6- или 8-угольной формы. В центре каждого из них установлены саркофаги. Здесь покоятся тела Мурада III, Селима II, Мехмеда III с их семьями. Вход свободный.

Справка! При осмотре мавзолеев необходимо снимать обувь, а женщинам дополнительно покрывать волосы косынкой.

Недалеко от них расположено здание турецкой бани― Хюррем Султан хамам, которую построил Сулейман Великолепный для своей супруги. Девушка, кстати, некоторое время находилась у него в гареме в качестве рабыни.

На территории вокруг храма встречаются и остатки древних церквей, найденные в процессе археологических раскопок. Здесь можно увидеть части колонн, ступенек, саркофагов и пр.

Во дворе также находится фонтан для омовений в стиле турецкого рококо. Поблизости от него расположены здания столовой и начальной школы (медресе), а также помещение для хранителя времени, главной задачей которого было призывать людей к молитве.

Малая Айя-София

Мечеть Малая Айя-София ― бывшая церковь в честь Святого Сергия и Вакха, римских солдат, которые в числе первых приняли христианство и были убиты за веру. Храм построил Юстиниан сразу после вступления на престол в благодарность за спасение своей жизни.

Дело в том, что император был обвинен в заговоре против дяди, находившегося в тот момент у власти. Однако святые явились правителю во сне и убедили в невиновности племянника.

Считается, что работу над проектом осуществляли Анфимий и Исидорос. Такое предположение основывается на внешнем сходстве мечети с собором Святой Софии. Также есть версия, что Малая Айя София являлась «рабочей» моделью, на которой испытывали архитектурные приемы перед строительством Великой церкви.

Здание представляет собой восьмигранник, увенчанный большим куполом. Если смотреть на него сверху, то оно напоминает звезду. Пока собор был православным, поверхность его стен украшали фрески и мозаики.

Однако после того как в XV веке храм Софии в Стамбуле был превращен в мечеть, изображения закрасили известью. Сегодня на стены нанесены орнаменты синего цвета, а помещение оформлено арабской каллиграфией.

Справка! Мечеть — действующая. Рядом находится мусульманское кладбище.

Интересные факты

С собором Святой Софии связано множество разных историй, которые легли в основу интересных фактов об этом месте.

  1. Для отделки храма использовались 12 сортов мрамора.
  2. Строительство собора обошлось Византии в 3 годовых дохода.
  3. Несмотря на то, что в Константинополе старались придерживаться римских и эллинистических традиций в искусстве, Великую церковь Юстиниан пожелал возвести в византийском стиле.
  4. Большая часть найденных в храме граффити была сделана выходцами из Руси.
  5. Княгиня Ольга в 957 году крестилась в Великой церкви.
  6. В стенах Айя Софии находится пустая гробница Дандоло ― человека, возглавлявшего отряды крестоносцев при штурме Константинополя.
  7. Одной из самых необычных достопримечательностей храма считается кот Гли. Чаще всего его можно встретить возле Императорского места. Существует мнение, что в животном возродился дух Юстиниана. Кот очень знаменит ― у него даже есть фото с Обамой.
  8. Существует международное движение, стремящееся «освободить» Софию и добиться того, чтобы людям разрешили молиться в соборе.
  9. Турецкие и греческие источники, в которых идет речь о взятии Константинополя османами в 1453 году, свидетельствуют о том, что накануне падения города храм вдруг засветился странным и очень ярким огнем, который сквозь окна купола устремился в небо. Считается, что в тот день ангел-хранитель покинул свой пост.

Подробнее про каждый из фактов можно узнать во время экскурсии.

Стоит ли ехать с детьми

Посещение музея Святой Софии Стамбула будет интересно детям школьного возраста, которые на уроках уже успели познакомиться с удивительной историей Византии, ее искусством и архитектурой. Обычно этот период проходят в 5–6 классе.

Тогда маленькие исследователи с удовольствием прогуляются по залам и с интересом послушают рассказ экскурсовода. Тем более что в храме действительно много вещей, на которые стоит обратить внимание.

Мальчиков можно увлечь историями про войны и тайные подземелья, девочек ― заинтересовать мифами и легендами. Юные посетители не смогут остаться равнодушными:

  • к месту загадывания желаний ― не каждый день удается с разрешения родителей засунуть палец в древнюю колонну;
  • к местному пушистому хранителю-коту Гли;
  • к «волшебному» окну-кондиционеру.

А вот маленьких детей на экскурсию брать не стоит. Во-первых, можно оказаться в изнуряющей многочасовой очереди под палящим солнцем. Во-вторых, сложно будет удерживать их внимание на протяжении всего осмотра храма.

Полезные советы

Софийский собор ― одна из наиболее популярных достопримечательностей в Стамбуле, поэтому, чтобы лишний раз не стоять в огромных очередях, стоит обратить внимание на некоторые рекомендации.

  1. Желательно приходить минимум за 15–20 минут до открытия музея.
  2. Без очереди можно пройти по музейной карте.
  3. При индивидуальном посещении стоит попробовать попасть сразу к кассам ― зачастую большая часть людей, толпящихся возле них ― участники организованных туристических групп.
  4. Входной билет можно приобрести также через сайт музея или в специальных терминалах слева от входа.
  5. Если нет желания идти с экскурсоводом, можно взять аудиогид, который работает на 12 языках. Однако в залог придется оставить деньги или паспорт.
  6. Не стоит переживать по поводу дресс-кода ― особых требований к одежде для посетителей нет.
  7. На осмотр памятника архитектуры желательно выделить около 1,5–2 часов.

Собор Святой Софии ― место, обязательное к посещению в Стамбуле. Недаром к нему стекаются туристы со всего мира. Это великолепное здание поражает масштабами, историей, красотой интерьера и, конечно, тайнами и загадками, которым не нашлось объяснения по сей день.

печать

Часы работы*

Исправить
1 апреля – 31 октября Кассы работают до 18:00 09:00 - 19:00
1 ноября – 31 марта Кассы работают до 16:00 09:00 - 17:00
Понедельник Выходной
Первые дни Рамадана Выходной
Курбан-байрам Сокращенный день (с 13:00)
* Рекомендуем уточнить перед посещением

Цены на билеты*

Исправить
Дети до 8 лет Бесплатно
Взрослые 72 лиры
* Рекомендуем уточнить перед посещением

Подходит детям

0-1
год
1-4
года
4-8
лет
8+
лет

Информация

Страна: Турция
Курорт: Стамбул
Адрес: Cankurtaran Mahallesi, Ayasofya Meydanı, No:1 Fatih/ İSTANBUL
Телефон: +90 (212) 522 17 50
E-mail: [email protected]
Официальный сайт: ayasofyamuzesi.gov.tr

Как добраться

Собор находится в центре Старого города, рядом с большой центральной площадью Султанахмет.
Добраться до собора Святой Софии можно на такси либо общественном транспорте ― на трамвае Т1 или автобусе ТВ2 до остановки Sultanahmet. В случае если путешествие начинается от аэропорта, сперва необходимо воспользоваться метро ― линия М1 (до станции Zeytinburnu).


Отзывы

У этого развлечения пока нет отзывов

Поделитесь своими впечатлениями, чтобы помочь другим родителям сделать правильный выбор!