Кид резюме
Прогуливаясь историческими улицами Пскова, обратите внимание на Поганкины Палаты, которые украсили архитектурный ансамбль древнего города в XVII веке.
За всю историю своего существования они прошли путь частного владения, церковного помещения и городских складов, но в конце концов сумели стать объектом культурного наследия. О том, почему эту достопримечательность стоит непременно посетить и чем она может заинтересовать детей, читайте далее.
Заказчиком строительства и единоличным владельцем всего огромного здания был купец Сергей Иванович Поганкин.
«Говорящая» фамилия дельца (в лучших традициях Н. В. Гоголя и Д. И. Фонвизина) свидетельствовала то ли о его принадлежности к иноверцам, то ли о сомнительной коммерческой чистоплотности (вполне вероятно, что оба варианта правильные).
Как бы там ни было, купец сумел занять выборную должность и достичь одного из самых привилегированных положений в обществе, поселившись в роскошных «апартаментах» вместе со своей семьей.
В то время палаты располагались в черте Окольного города, на Полонище, в Мокролужской сотне и делились на две основные зоны – жилую и хозяйственную. Подсобные помещения находились в подвалах, где купец хранил товары на продажу.
Согласно легенде, в стене одного из погребов Поганкин замуровал свою жену. В общем, репутация у этого столпа купеческого общества была довольно жуткой.
В начале XVIII века умер последний представитель его рода, и здание было передано церкви. Немногим позже палаты вновь стали светским объектом – они использовались чиновниками в качестве складов для запасов провианта.
Это, пожалуй, самый печальный отрезок в истории Поганкиных палат, поскольку администрация города не считала своим долгом выделять время и деньги на реставрационные или хотя бы ремонтные работы.
Единственными «достижениями» стали разрушение каменного флигеля, исчезновение дубовых паркетных полов и уничтожение парадного крыльца.
В 1900 г. палаты были переданы местному археологическому обществу, и уже в 1902 г. в них открыли исторический музей.
На третьем этаже самой высокой части комплекса была организована техническая рисовальная школа, а на втором – библиотека.
Архитектура Поганкиных палат
Музей «Поганкины палаты», а когда-то жилой комплекс купеческого двора занимал целый квартал. Здание построено в классическом русском стиле – ровные стены без архитектурных излишеств, прямоугольная форма всех построек, узкие окна, больше напоминающие бойницы, нежели источник света.
Сдержанные линии фасада подчеркивают добротность конструкции, спокойную и властную уверенность хозяина в собственном превосходстве. Западная часть поместья является трехэтажной, южная часть дома имеет два этажа, а западная – представляет собой невысокое одноэтажное сооружение.
Все части палат были покрыты кровлей из деревянного теса, которые в XIX веке сменила черепица, затем толь, а немногим позже гонт – кровельный материал из деревянных пластин.
Купец Поганкин знал, как защитить свое добро от посягательств конкурентов и завистников, о чем свидетельствует внушительная крепостная стена и несколько башен с деревянными шатрами.
Внутренний двор является замкнутой территорией, окруженной с трех сторон остальными постройками. Неоштукатуренные подклети строились с непременно толстыми стенами и сводами, железные двери были двойными, а на зарешеченные окна устанавливались ставни (всего в доме 105 окон).
Все клети и производственные помещения были надежно защищены от пожара и незваных гостей.
Единственными элементами конструкции, которые отличаются некоторыми архитектурными изысками, являются крыльца дома. История одного из них довольно примечательная.
В начале XX века архитектор А.П. Шишко решил восстановить некогда разрушенный вход и соорудил нечто невообразимое в псевдорусском стиле – с оконными колоннами, ползучей аркой и узорчатыми переплетами по ее сторонам.
Такое претенциозное строение не гармонировало с общей сдержанной концепцией, поэтому Псковское археологическое общество много раз просило органы городского управления заменить крыльцо не нечто более аутентичное.
Разрешение они так и не получили и решили действовать по принципу «хочешь, чтобы было сделано хорошо, сделай это сам». Они убрали лепнину и прочий вычурный декор, сделали крышу односкатной, а проемы в арке закрыли кладкой.
В тот период, когда дом использовался как склад, многие окна заложили, поскольку для хранения продуктов так много света не требовалось. А вот для исторических экспонатов свет чрезвычайно важен, поэтому в начале XX века все окна были восстановлены.
На некоторых старых фото Поганкиных палат мы видим очевидную асимметрию в расположении окон, которая может показаться странной на первый взгляд.
Просто все оконные проемы действительно разные – их форма и величина обуславливались назначением помещений. Например, широкие проемы с лучковыми перемычками характерны для спален, а маленькие окна отличали производственные помещения.
Интерьеры Поганкиных палат
Несмотря на внешнюю суровость купеческого комплекса, обустройство и оформление многих внутренних помещений говорит об активной светской жизни всех членов семьи.
Многие комнаты очень просторные и светлые. Они обогревались изысканно расписанными изразцовыми печами. В гостевых комнатах были гульбища – огромные крытые деревом террасы, открывающие живописный вид на весь город.
Характерным элементом интерьера всех комнат являются функциональные и декоративные ниши, перекочевавшие в русское зодчество из византийской архитектуры. Они призваны усилить художественный образ помещения, наделить его торжественностью и величием.
На верхних этажах всего здания располагались приемные помещения для деловых и личных встреч. Сегодня мы уже не увидим в них околостенных лавок, печей и столов. Многие деревянные перекрытия и другие элементы комнат были удалены, потолки подняты выше, а стены оштукатурены.
На территории приемных комнат были найдены остатки искусно изготовленных кованых петель для входных дверей, что подтверждает предельное внимание владельцев дома к мелочам в оформлении интерьера.
Многие комнаты и части дома соединяются между собой каменными внутристенными лестницами и деревянными, устроенными, как правило, в пробитом своде.
В некоторых помещениях можно увидеть печные и внутристенные чуланы, отхожие места, давние дощатые и более поздние кирпичные полы, анфилады с деревянными перекрытиями, коробовые своды.
Что посмотреть
Внутри Поганкиных Палат Пскова взору путешественников предстает совершенно удивительный мир живописи и прикладного искусства, представленный работами мастеров нескольких столетий. Что же скрывают за собой стены купеческого «дворца»?
- Коллекция псковской иконописи XIV–XVII вв. отличается самобытностью и неповторимой легкостью рисунка в отличие от Московской и других русских школ (сказывается независимость от ига Золотой Орды, которую сумел сохранить город). Каждая икона сопровождается подписью с описанием сюжета. Среди экспонатов – работы Семирадского, Пахомова, Рокотова.
- Коллекция русского художественного серебра представлена предметами быта, декоративными и ювелирными изделиями.
- Коллекции предметов народных промыслов рассказывают о повседневной жизни горожан.
- Картинная галерея собрала выдающиеся полотна русских и зарубежных художников. Вы можете увидеть работы Шишкина, Куинджи, Айвазовского, Лентулова, Боровиковского, Тропинина, Серова, Маковского, Кустодиева, Михайлова, а также портреты руки неизвестных авторов.
- Драгоценности и артефакты исторического прошлого Пскова, обнаруженные в фундаментах богатых домов.
- Экспозиция, посвященная Второй мировой войне, показывает историю страны через судьбы жителей Пскова. Коллекция включает личные письма и документальные свидетельства.
- Меч князя Давмонта второй половины XIII века – легендарное оружие древности, символ независимости Пскова. Это единственный в стране сохранившийся средневековый меч, представленный в музее. Его изображение чеканили на монетах, а псковские князья всегда препоясывались им не только в походах, но и в мирной жизни.
- Изразцовые печи, изготовленные в начале XX века учениками промышленно-художественной школы Фан-дер-Флита.
- Во дворе выставлены скульптуры, созданные местными мастерами.
На территории Поганкиных палат в Пскове часто проводят экскурсии для детей среднего и старшего школьного возраста. Подросткам предлагают принять участие в историческом интерактивном квесте – увлекательном и познавательном одновременно.
Всем юным искателям приключений выдают необходимые сопроводительные материалы и карту, а также инструменты для измерения некоторых объектов. Дети выполняют различные задания, получив шанс побывать на месте Индианы Джонса и Лары Крофт.
Если вы хотите поужинать в необычном месте прямо возле купеческого дома, к вашим услугам «Палаты Трапезные» – ресторан с изумительной кухней, который входит в гостиничный комплекс «Двор Подзноева», расположенный на территории двух отреставрированных помещений купеческих палат.
Здесь вам подадут блюда, приготовленные по старинным русским кулинарным рецептам. Ресторанно-гостиничный комплекс также включает в себя кафе и кондитерскую, поэтому даже малыши не останутся без изысканного лакомства.
Актуальную информацию о Поганкиных палаах Пскова смотрите на официальном сайте Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Те, кому нужна помощь профессионалов, могут заказать экскурсию или воспользоваться аудиогидом.